Музыкальный руководитель

Ярунина Татьяна Станиславовна

МАМЕ О КОЛЫБЕЛЬНОЙ

            Колыбельные песни – удивительный дар прошлого. Созданные в веках, они передавались из поколения в поколение, дошли и до нашего времени.

Однако  современные мамы в большинстве своем не поют колыбельных. Одни говорят, что не знают и не умеют петь. Другие ссылаются на занятость и отсутствие соответствующего настроения. Третьи прямо заявляют, что темп жизни вытеснил из обихода колыбельные, поэтому они не нужны младенцу: пусть привыкает к современным ритмам.

Со всей убежденностью утверждаем, что эти точки зрения не только ошибочны, но и пагубны. Почему? Потому что материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие.

Современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки, как и во все времена. Между тем многие мамы, по их признанию, не отличаются эмоциональностью, не умеют проявлять свою любовь к ребенку, стесняются ласкать его, боясь показаться несовременными. Искусство пестования малютки им незнакомо. Этим искусством в совершенстве владели наши прабабушки. Оно не утрачено, потому что нашло отражение в фольклоре для маленьких, русском поэтическом слове.

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение. Действуют на ребенка успокаивающе, Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

Материнские песни несут свет и добро, в народной педагогике они рассматриваются как обереги.

Колыбельнапрежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком, заботой о его благополучии и здоровье.

В ряде старинных колыбельных песен кот выступал хранителем детской колыбели. Не случайно существовал обряд класть кота в колыбель, прежде чем положить в нее ребенка. С течением времени обряд забыли, но кот остался персонажем колыбельных песен:

 

Уж я Ванюшку качала,                           За работу заплачу:

            Уж я котику кричала:                            Дам я мяса кусок,

            Приди, котик, ночевать,                      Молока туесок!

            Мово Ваню покачать.                            Бай да бай,

            Уж я серому коту                                    Ты, Ваня засыпай!

В колыбельных песнях часто поется о гулях – голубях, которые прилетают к колыбели, мирно воркуют убаюкивают дитя.

 

                                        Ой, люшеньки-люли,                      Стали гули ворковать,

            Прилетели гули,                              Стали гули ворковать,

            Сели гули на кровать,                   Стал мой мальчик засыпать.

 

При пении мама может легонько, в такт мелодии, поглаживать малыша по спинке, как бы дополнительно подтверждая свое присутствие и защиту.

Вспомним, какую роль отводили наши прабабки песне, где говорилось о богатстве, здоровье, прекрасном будущем ребенка? Так, они как бы закладывали будущее ребенка. Думая о малютке доброе, светлое, современная мама тоже прогнозирует, «материализует» будущее.

 

ДЕТСКИЕ  КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

 Игры – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается  умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

         Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счёту, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьёзные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.  Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмёшь?

Русская народная игра «МУХА»

На земле очерчивается круг. В центр вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева – стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать её на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять своё место, становятся караульщиком у «мухи».

Башкирская игра «КОННОЕ СОСТЯЗАНИЕ»

Игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Игрок – «конь» — руки назад-вниз, берётся за руки с наездником. Кто первый (наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.

Русская народная игра «В ПЕРСТЕНЬ»

Дети сидят, ладошки сложены перед собой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному незаметно кладёт «колечко» (камешек),  приговаривает:

Я по лавочке иду,

Зачем перстень хороню.

В матушкин теремок.

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать.     

Мне вам не сказать, не сказать.

Сидящие отвечают: Мы давно уже гадали.

      Мы давно перстень искали.

      Все за крепкими замками,

      За дубовыми дверями.

Один из играющих отгадывает, у кого спрятан перстень. Если отгадает, эти двое бегут в разные стороны. Кто первый сядет на свободное место, тот водящий.

Татарская народная игра «ПРОДАЁМ ГОРШКИ»

Дети делятся на две группы («горшки» и «хозяева»). «Горшки» стоят на коленях, «хозяева» позади «горшков», руки за спиной. Ведущий за кругом, касается хозяина «горшка». Хозяин и водящий бегут по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее займёт место за «горшком», тот и победил. Оставшийся становится ведущим.

Русская игра «ДЕДУШКА МАЗАЙ»

Выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие  движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать и др.) Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал – тот «Мазай».

Русская народная игра «КАПУСТА»

На середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чём говорит:

Я на камешке сижу,                     В огород не прибегали

Мелки колышки тешу,               Волк и птицы,          

Мелки колышки тешу,              Бобёр и куницы,

Огород горожу.                                     Заинька ушастый,

Чтоб капусту не украли,          Медведь толстопятый.   

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснётся рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унёс больше капусты – победитель.

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Боганида